химический каталог
  FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   ВходВход


Что происходит при отравлении автомобильного катализатора?

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Химический форум -> Неорганическая химия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Izb
абитуриент


Зарегистрирован: 02.11.2009
Сообщения: 3

СообщениеДобавлено: 0:11 03-11-2009    Заголовок сообщения: Что происходит при отравлении автомобильного катализатора? Ответить с цитатой

Подскажите пожалуйста, а каков механизм так называемого "отравления" автомобильных катализаторов серой, содержащейся в бензине?

В Интернете много страшилок на сайтах автомобильных журналов и автомобильных форумах, ещё больше поверхностьной информации. А что скажут профессиональные химики?

1. "Отравление"-это чисто химический процесс (платина+сера?) или просто механический процесс замазывания пор платины (автомобильного катализатора) серой?
2. Увеличение содержания серы в бензине с 0.015% до 0.1% (например у ряда НПЗ на Украине сера до сих пор содержится от 0.76% до 0.1%) влияет только на экологию, или и на долговечность двигателя и катализатора? Делал ли кто такие опыты?
3. Действительно ли при содержании в бензине серы 0.1% автомобильный катализатор более 40000км (по мнению автомобильного журналиста) принципиально не отходит?
4. Отравление происходит постоянно или только при прогреве холодного катализатора (когда SO2 и SO3 вступают в реакцию с конденсированной водой и образуют кислоты)? Соответственно правда ли, что зимой высокосернистые бензины гораздо опаснее для катализатора?
5. Бывает ли присадки для обратной десульфуризации отравленных катализаторов?
6. Где бы почитать подробнее? Может, Вам стречались какие либо работы или исследования на эту тему?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
прохожий
доктор


Зарегистрирован: 12.02.2005
Сообщения: 793

СообщениеДобавлено: 0:46 05-11-2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Самое главное - помнить, что платиновый катализатор дожигания выхлопных газов дезактивируется со временем даже при штатных режимах работы и при использовании в качестве топлива чистого изооктана! Частицы платины как правило НЕ имеют пор и работают ТОЛЬКО доступной поверхностью. Восстановить активность катализатора, а именно платины, можно проведя последовательно выжигание серы и коксовых отложений; восстановлением в среде водорода! (применение других восстановителей имеет свои трудности).

1. "Отравление"-это чисто химический процесс (платина+сера?) или просто механический процесс замазывания пор платины (автомобильного катализатора) серой?

В РЕАЛЬНОСТИ - процесс комбинированный. Происходит как образование неактивных комплексов с платиной, так и закрытие активных центров элементной серой и продуктами уплотнения углеводородов(коксовыми отложениями). Поры (катализатора, а не платины), конечно тоже забиваются, но уже после дезактивации активных центров.


2. Увеличение содержания серы в бензине с 0.015% до 0.1% (например у ряда НПЗ на Украине сера до сих пор содержится от 0.76% до 0.1%) влияет только на экологию, или и на долговечность двигателя и катализатора? Делал ли кто такие опыты?

Стадия гидроочистки и катализаторы гидроочистки углеводородных фракций нефти (например катализаторы типа АКМ) в нефтепереработке появились ещё в середине прошлого века. И опытов на эту тему было множество. Почитайте к примеру журналы "Кинетика и катализ" СО РАН. А сернистый и серный ангидриды плохо влияют не толькот на экологию, но и на любые железосодержащие детали...


3. Действительно ли при содержании в бензине серы 0.1% автомобильный катализатор более 40000км (по мнению автомобильного журналиста) принципиально не отходит?

Так вам "Евро-3" или ездить? Wink А если серьёзно, то катализаторный блок на выхлопной системе при высоких содержаниях серы в топливе будет греться на столько сильно, что там всё сплавится в комок задолго до заветной цифры в 40 000 км.


4. Отравление происходит постоянно или только при прогреве холодного катализатора (когда SO2 и SO3 вступают в реакцию с конденсированной водой и образуют кислоты)? Соответственно правда ли, что зимой высокосернистые бензины гораздо опаснее для катализатора?

Всегда. В бензине серы вообще не должно быть. А кислоты-то как раз и не очень страшны.


5. Бывает ли присадки для обратной десульфуризации отравленных катализаторов?

Восстановить активность катализатора, а именно платины, можно проведя последовательно выжигание серы и коксовых отложений (примерно 800оС при продувке воздухом в течении 4-6 часов); восстановлением в среде водорода! (применение других восстановителей имеет свои трудности).


6. Где бы почитать подробнее? Может, Вам стречались какие либо работы или исследования на эту тему?

Журналы "Кинетика и катализ" СО РАН, "Нефтехимия", "Успехи химии", "Заводская лаборатория" и т.п.
_________________
мы не правые, и не левые, потому что мы валенки....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Izb
абитуриент


Зарегистрирован: 02.11.2009
Сообщения: 3

СообщениеДобавлено: 1:11 05-11-2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Во-первых, спасибо за первый деловой отклик, без общих слов...
Но возникли уточняющие вопросы.


2. А конкретные статьи в конкрентных номерах не подскажете? Чтобы не листать подписки незнакомых журналов в ГПНТБ за последние 70 лет?

3. Так ли?. С чего это катализатор будет греться от окисления 1 грамма серы за 10км дороги (0.1%серы в бензине)? Действительно ли при содержании в бензине серы 0.1% автомобильный катализатор более 40000км (по мнению автомобильного журналиста) принципиально не отходит? К тому же, речь идёт о заливе бензина евро1 в автомобиль евро4, то есть о 20 кратном превышении серы.

4. Всегда, но различаются ли скорость порчи катализатора на прогретом и холодном катализаторе?

6. Буду благодарен за конкретные ссылки...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
прохожий
доктор


Зарегистрирован: 12.02.2005
Сообщения: 793

СообщениеДобавлено: 18:35 05-11-2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

2. А конкретные статьи в конкрентных номерах не подскажете? Чтобы не листать подписки незнакомых журналов в ГПНТБ за последние 70 лет?

6. Буду благодарен за конкретные ссылки...

Тут всё гораздо проще. Забиваете в поисковике следующие выражения и вперёд.

-гидроочистка;
-гидрообессеривание;
-платина на оксиде алюминия;
-платиновый катализатор окисления;
-отравление платинового катализатора.

И в найденном ищете названия журналов и статей.

Как вариант - идёте на сайт Сибирского отделения РАН или Института катализа имени Борескова и ищете ссылку на архив журнала Кинетика и катализ... Там кажется был даже поиск по ключевым словам...

Можно ещё почитать книги госпожи Танабе - что-то вроде "катализ на цеолитах" или "кислотно-основной катализ" (за точность названий не ручаюсь, дело было давно). Вот как-то так...


3. Так ли?. С чего это катализатор будет греться от окисления 1 грамма серы за 10км дороги (0.1%серы в бензине)? Действительно ли при содержании в бензине серы 0.1% автомобильный катализатор более 40000км (по мнению автомобильного журналиста) принципиально не отходит? К тому же, речь идёт о заливе бензина евро1 в автомобиль евро4, то есть о 20 кратном превышении серы.

Как это ни прискорбно - реальный факт. На машину Евро-3 залили бензин с подпольного нефтесамогонного завода до цивилизации доехать не успели, пришлось электродом выбивать то, что осталось от катализатора... Ладно, хоть пару миллиграмм платины с него вытащить удалось... Хотя там не только сера была, но меркаптанами несло вовсю...


4. Всегда, но различаются ли скорость порчи катализатора на прогретом и холодном катализаторе?

А сколько составляет соотношение времени работы "холодного" менее 120оС и "горячего" более 120оС катализатора? Так что "холодным" периодом можно и пренебречь...
_________________
мы не правые, и не левые, потому что мы валенки....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Izb
абитуриент


Зарегистрирован: 02.11.2009
Сообщения: 3

СообщениеДобавлено: 19:10 05-11-2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

- Отсылка в поиск, чую, принесёт миллионы ссылок.... Я же уже искал поиском до создания темы. В частности, читал тройку книг Гуреева, Магарил и Данилова, но в этих книгах идут отсылки не недоступные книги и журналы (которых нет даже в ГПНТБ). Уж лучше конкретные ссылки на конкретные номера журналов, которые попробую заказать через ГПНТБ.
- Речь о не о заправке палёным топливом, а именно о заправке непалёным, но высокосернистым бензином. Например кременчугским АИ92 с 0.1% серы и вредном воздействии на катализатор именно серы, а не прочих компонент палёного топлива.
- Время прогрева много меньше времени нормальной работы, ну и что? Например зимой 90% износа ЦПГ происходит именно в момент прогрева. Так что разница во времени ещё ни о чём не говорит.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
прохожий
доктор


Зарегистрирован: 12.02.2005
Сообщения: 793

СообщениеДобавлено: 17:02 06-11-2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

По поиску - это Вы зря! Сам так искал, и что самое интересное - находил! Я чётко указал названия журналов и ключевые слова.

Разницы между "палёным" и "высокосернистым" бензином нет! Основное отличие настоящего бензина - малое содержание серы и дисульфидов.

Прогрев-непрогрев - здесь речь о катализе и катализаторах, у них "износ" по-другому смотрится.

_______________________

А в целом интересно, что же именно Вас интересует? Может быть решение проблемы и простой ответ уже давным-давно существуют?
_________________
мы не правые, и не левые, потому что мы валенки....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Химический форум -> Неорганическая химия Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
[каталог]  [прайс-листы]  [статьи]  [доска объявлений]  [обратная связь]

ЛО | Ссылки |
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100

Copyright © 2001-2012.